Раздел 6. Внеурочная деятельность
Рабочая программа
учебного курса
«Развиваем устную речь» в 8 классе
Пояснительная записка
В современном обществе
все большее предпочтение отдается качествам личности, помогающим быстро
адаптироваться в новых условиях, самостоятельно пополнять знания, определять и
решать проблемы, осваивать разные профессии. И в этом смысле речевое развитие,
уровень сформированности коммуникативной компетенции (слушания, письма, чтения
и говорения) школьников имеет решающее значение.
Динамика социальных
процессов, инновационный характер производства, информатизация всех сфер жизни
предъявляют современному человеку качественно новые требования. Современная
действительность от человека требует не только способности своевременно
адаптироваться к быстро меняющимся условиям социально-экономической жизни, но и
более высокой меры субъектности, которая выражается в новом уровне личностной
свободы и в новом уровне социальной активности. Социальная деятельность
человека немыслима без языкового взаимодействия. Успешность человека в разных
сферах жизни напрямую зависит от речевого поведения, от его способности
воздействовать на окружающих, выражать свою позицию, убеждать собеседника. Устная речь обладает надпредметностью,
междисциплинарностью и достаточным диагностическим потенциалом.
Обучение в школе должно
обеспечить формирование человека читающего и пишущего, а также человека
слушающего, рассказывающего и объясняющего (с учетом возрастных особенностей),
готового к продолжению образования и умеющего использовать навыки чтения,
письма, письменной и устной речи для познания других областей действительности.
Развитие устной речи, непосредственно связанное с развитием мыслительной
деятельности, – одна из важнейших задач курса по выбору: «Устная речь».
Курс ориентирован на учеников 8 класса и рассчитан на 34 учебных часа (1
час в неделю).
В основу отбора элементов содержания курса был положен Федеральный
компонент государственного стандарта основного общего образования по русскому
языку; документы определяющие структуру и содержание контрольно-измерительных
материалов для государственной итоговой аттестации 2018 года по русскому языку
в основной школе, а также учебные пособия, разработанные с участием ФИПИ.
Изучение курса направлено на достижение следующей цели:
ü реализация практикоориентированного
подхода в обучении русскому языку, формирование умения владеть всеми видами
речевой деятельности.
Достижение указанной цели осуществляется в процессе
решения следующих задач:
ü актуализация устной речи в
образовательном процессе;
ü совершенствование практического
владения русским языком, его словарем и грамматическим строем;
ü овладение разными видами речевой
деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные
высказывания.
Планируемые результаты освоения учебного
предмета
Личностные результаты:
1)
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе
получения школьного образования;
2)
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка
как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3)
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение монологической и диалогической
речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку
зрения собеседника, признавать право на иное мнение);
2) исследование несложных практических
ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на
практике;
3) творческое решение учебных и
практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать
оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ;
участие в проектной деятельности;
4) адекватное восприятие устной речи и
способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом
виде в соответствии с целью учебного задания;
5) проведение информационно-смыслового
анализа текста;
6) приведение примеров, подбор аргументов,
формулирование выводов; отражение в устной форме результатов своей деятельности;
7) умение перефразировать мысль (объяснять
"иными словами");
8) использование для решения
познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая
энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
9) выбор и использование выразительных
средств языка в соответствии с коммуникативной задачей,
сферой и ситуацией общения
Предметные результаты:
1) совершенствование
видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма),
обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и
взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения;
2) понимание
определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей
личности, в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей
русского и родного языков;
4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание
взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики,
основных единиц и грамматических категорий языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова
(фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического,
морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а
также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса,
расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного
выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными нормами литературного языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими,
пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования
в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к
речевому самосовершенствованию, овладение
основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка.
Тематическое
планирование
№ п/п
|
Наименование
разделов и тем
|
Максималь-
ная нагрузка учащегося, ч.
|
Из них
|
|||
Теорети-ческое
обучение, ч.
|
Практическая
работа,
ч.
|
Контроль-ная
работа, ч.
|
Самостоя-тельная
работа, ч.
|
|||
1.
|
Выразительное
чтение вслух
|
5
|
1
|
3
|
|
1
|
2.
|
Тематическое
монологическое высказывание
|
15
|
6
|
6
|
|
3
|
3.
|
Условный
диалог
|
13
|
7
|
6
|
|
|
4.
|
Подведение
итогов
|
1
|
1
|
|
|
|
|
Итого
|
34
|
15
|
15
|
-
|
4
|
Содержание курса (34 ч.)
Выразительное чтение вслух (5 ч.)
Знакомство с критериями оценивания чтения
вслух. Интонация. Темп чтения. Правильность речи. Выразительность речи. Языковые
нормы. Орфоэпические нормы. Искажение слов при чтении.
Пересказ текста с включением приведенного
высказывания.
Тематическое монологическое высказывание
(15 ч.)
Знакомство с критериями оценивания монологического
высказывания. Коммуникативная задача. Речевое оформление высказывания: смысловая цельность, речевая связность,
последовательность изложения. Грамотность
речи. Богатство словаря, точность выражения мысли, разнообразие грамматических
конструкций.
Условный
диалог(13 ч.)
Знакомство с критериями оценивания условного диалога. Коммуникативная
задача. Речевое оформление условного диалога: смысловая цельность, речевая
связность, последовательность высказывания.
Грамотность речи: орфоэпические, языковые, речевые нормы. Богатство
словаря, точность выражения мысли, разнообразие грамматических конструкций. Взаимодействие
с собеседником.
Подведение итогов (1 ч.)
Календарно-тематический план
№ п/п
|
Наименование разделов и тем
|
Дата проведения
занятия
|
|
План.
|
Факт.
|
||
2
|
Знакомство с критериями
оценивания чтения вслух
|
Сент
|
04.09
|
3
|
Выразительность речи
|
Сент
|
11.09
|
|
Интонация. Темп чтения.
Правильность речи.
|
Сент
|
18.09.
|
4
|
Интонация. Темп чтения.
Правильность речи.
|
Сент
|
25.09
|
5
|
Языковые нормы.
Орфоэпические нормы. Искажение слов при чтении
|
Окт
|
02.10
|
6
|
Пересказ текста с
включением приведенного высказывания
|
Окт
|
09.10
|
7
|
Пересказ текста с
включением приведенного высказывания
|
Окт
|
16.10
|
8
|
Знакомство с критериями
оценивания монологического высказывания
|
Окт
|
23.10
|
9
|
Речевое оформление
высказывания: смысловая цельность,
речевая связность, последовательность изложения
|
Нояб
|
13.11
|
10
|
Грамотность речи. Богатство
словаря, точность выражения мысли, разнообразие грамматических конструкций
|
Нояб
|
20.11
|
11
|
Коммуникативная задача –
описание фотографии
|
Нояб
|
27.11
|
12
|
Коммуникативная задача –
описание фотографии
|
Дек
|
04.12
|
13
|
Коммуникативная задача –
повествование о личном жизненном опыте
|
Дек
|
11.12
|
14
|
Коммуникативная задача –
повествование о личном жизненном опыте
|
Дек
|
18.12
|
15
|
Коммуникативная задача –
рассуждение по поставленному вопросу
|
Дек
|
25.12
|
16
|
Коммуникативная задача –
рассуждение по поставленному вопросу
|
Янв
|
15.01
|
17
|
Практикум по составлению
тематического монологического высказывания
|
Янв
|
22.01
|
18
|
Практикум по составлению
тематического монологического высказывания
|
Янв
|
07.05
|
19
|
Практикум по составлению
тематического монологического высказывания
|
Февр
|
14.05
|
20
|
Практикум по составлению
тематического монологического высказывания
|
Февр
|
-
|
22
|
Коммуникативная задача
условного диалога
|
Февр
|
29.01
|
23
|
Речевое оформление
условного диалога
|
Февр
|
05.02
|
24
|
Грамотность речи при
условном диалоге
|
Март
|
12.02.
|
25
|
Богатство словаря,
точность выражения мысли, разнообразие грамматических конструкций
|
Март
|
19.02
|
26
|
Взаимодействие с
собеседником
|
Март
|
26.02
|
27
|
Взаимодействие с
собеседником
|
Апр
|
05.03
|
|
Знакомство с критериями
оценивания условного диалога
|
Апр
|
12.03.
|
28
|
Практикум по составлению
условного диалога
|
Апр
|
19.03.
|
29
|
Практикум по составлению
условного диалога
|
Апр
|
02.04
|
30
|
Практикум по составлению
условного диалога
|
Апр
|
09.04
|
31
|
Практикум по составлению
условного диалога
|
Май
|
16.04.
|
32
|
Практикум по составлению
условного диалога
|
Май
|
23.04
|
33
|
Практикум по составлению
условного диалога
|
Май
|
30.04
|
34
|
Итоговое занятие
|
Май
|
21.05.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий